Родительское собрание. Организация учебного труда.

Родительское собрание

«Особенности организации учебного труда десятиклассника»

Цели: формирование наклонностей и интересов в учении.

Формирование потребности в познании.

Знакомство десятиклассника с рациональными навыками учебного труда.

Форма проведения – лекция-диалог.

Наши дети уже юноши и девушки. Почти взрослые люди. Но тем не менее роль родителей несомненно велика.

Схема:

  • Эмоциональное развитие — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и стабильности, от субъективного к объективному взгляду на ситуацию.
  • Социальное развитие — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от подражания к независимости и индивидуальности; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.
  • Интеллектуальное развитие — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
  • Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
  • Формирование мировоззрения — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга; от разрозненных и противоречивых представлений о себе и мире к целостной картине.
  • Самоопределение – от подростковых мечтаний и идеализации к построению жизненного плана, целеполаганию на основе представлений о себе, понимании своих желаний и способностей.

Юношеский возраст – это время жадного накопления знаний, умений, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные ценности, вырабатывается свое отношение к ним. Именно в этом возрасте все чаще обнаруживается та или иная способность, ярко выраженный интерес к чему-либо. По замечанию К. Д. Ушинского, в юности обобщение знаний и опыта не идет равнодушно, оно сопровождается внутренним волнением; большое значение придается личной оценке тех или иных понятий и отношений, с которыми сталкивается и которые усваивает растущий человек.

Учебно-познавательные интересы в огромной мере заполняют жизнь старшеклассников, определяют их положение в семье, коллективе сверстников. Они влияют на все другие их духовные запросы и интересы, на их жизненные и профессиональные устремления

В юношеском возрасте ярко проявляются индивидуальные различия в интересах и склонностях. Заметно выделяются две группы юношей и девушек. если у одних нет ярко выраженных склонностей и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то у других четко обозначены интересы, про них уже известно и учителям, и сверстникам, что эти ребята усердно занимаются и любят одни предметы и равнодушны к другим или попросту пренебрегают ими.

Что вызывает интерес к тем или иным учебным предметам? Причин много, но наиболее значимые такие: интересное преподавание предмета; интерес к самому его содержанию; высокая общественная оценка, престижность данной области знаний; практическая значимость предмета, связанная с жизненными планами; увлекательность самого процесса получения знаний, требующего самостоятельной, активной деятельности, умственной и практической; успехи в усвоении предмета, соответствие предмета склонностям.

Почти у всех десятиклассников есть и мало интересующие их предметы. В чем тут дело?

Из всего этого ясно, что причины пониженного интереса к тем или иным предметам связаны, главным образом, с тем, что способы преподавания (и способы усвоения) отстают от возросших интеллектуальных потребностей и возможностей старших школьников. Не любят они механического заучивания. А в повседневной учебной деятельности сохраняются два основных способа работы: объяснение учителя и самостоятельные занятия с учебником. Отсюда нередко надоедливое однообразие. Все же другие способы, развивающие творческую мысль, самостоятельность в поиске знаний, познавательную активность, используются недостаточно. Не испытывая удовольствия, радости от учения, не умея самостоятельно, свободно пользоваться различными способами учебной работы, многие ребята начинают тяготиться учением.

Вот почему так важно старшему школьнику учиться самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные сведения, прочно их запоминать, связывать с другими, быть на уровне современных достижений. Только так может появиться подлинный интерес к науке, к познанию, только в этом случае он будет стойким, побуждающим к деятельности. И если мы сейчас поможем юному человеку развить потребность в знаниях, умение приобретать их, то эти важные качества останутся с ним после окончания школы.

Учение старших школьников нам надо бы почаще рассматривать с точки зрения, насколько в нем сильны элементы подготовки к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то теперь эта задача приняла такой вид: «учить учиться самостоятельно», т.е. учить технике самообразования, растить потребность в знаниях, в постоянном самосовершенствовании.

Но что такое учить учиться самостоятельно?

Это, по сути, постараться помочь ребятам найти собственный, индивидуальный стиль работы, который позволил бы как можно полнее раскрыть особенности личности, учитывал бы своеобразие темперамента и характера, эмоций и мыслительной деятельности. К отличительным свойствам стиля можно отнести, например, темп работы (весьма различный у разных ребят) или последовательность выполнения заданий.

Очень важно, чтобы старшие ребята не упускали из виду, что им надо постоянно совершенствовать свои приемы и способы работы и овладевать наиболее рациональными.

Старшеклассников надо специально учить тому, как законспектировать статью, записать лекцию, им надо дать навыки самостоятельного поиска нужной информации.

Качество работы самым очевидным образом зависит от умения организовать её. Будем поэтому учить ребят планировать свои дела, выбирать наиболее подходящий режим дня, ценить время, разумно распределять его.

Ведь цель учебы, в том числе и домашней, не просто овладевание знаниями, но и – повторим еще раз – развитие самостоятельности мышления, воспитание способностей, формирование богатого духовного мира, нравственно здоровой личности.

К сожалению, умения самостоятельно и активно работать с источником знаний – и в первую очередь с учебником – у многих нет. Но у вас, родители, сейчас есть все возможности для того, чтобы восполнить пробелы. Конечно, было бы лучше, если бы нужные умения сложились своевременно, тем не менее, сейчас вы можете опереться на возросшие интеллектуальные силы ваших детей.

Три ребенка

Задания по физике, алгебре, химии.

Семья Сидоровых, семья Ивановых, Семья Петровых.

№70. Длина разбега при взлете самолета Ту-154 равна 1215 м, а скорость отрыва от земли 270 км/ч. Длина пробега при посадке этого самолета 710 м, а посадочная скорость 230 км/ч. Сравнить ускорения (по модулю) и время разбега и посадки.

При сгорании органического вещества массой 2, 37 г образовалось 3,36 г оксида углерода(IV)  (н.у.), 1,35 г воды и азот. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2,724. Выведите молекулярную формулу вещества.

Дано: 

m ( в-ва) = 2,37г
V (CO2) = 3,36 л
m (H2O) = 1,35 г
D (возд.) = 2,724.

Найти:

CxHyNz
М(возд) = 29 г/моль
М(Н2О) = 18 г/моль
Vm = 22,4л/моль

 

Приложение:

Для того чтобы успешно выполнять домашнюю работу, подросткам необходимо придерживаться рекомендаций, разработанных учёными:

№1. Правила домашней работы:

1) Увидеть главное (выделить главную мысль, правило, закон).

2) Диалог с автором (в ходе чтения ученик как бы беседует с автором, проверяет, совпадают ли его предположения с материалом учебника).

3) Научиться ставить вопросы (в ходе чтения в сознании ученика должны рождаться вопросы к тексту).

4) Составление плана (набрасываем пункты плана; пункт плана — это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержания части текста).

5) Собственно запоминание, самоконтроль (самоконтроль – необходимое условие и понимания, и запоминания).

№2. Памятка «Организуй самого себя» (по А. Н. Лутошкину)

Точно определяйте цель своей деятельности.ü

Сосредоточьте свои усилия на главном.ü

Придумайте себе стимулы.ü

Научитесь говорить себе «нет».ü

Используйте время полностью.ü

Приступайте к делу сразу же.ü

Следите за тем, на что вы тратите свободное время.ü

Старайтесь разнообразить занятия.ü

Воспитывайте в себе уважение к своему времени.ü

Учитесь слушать.ü

Приобретите привычку к записной книжке, дневнику.ü

Дали слово – держите; дали обязательство – выполните.ü

В конце занятия каждый из участников-родителей составляет «Мои рекомендации – моему ребёнку».