Сценарий Дня поэзии

Сценарий литературного вечера

«Поэзия – чудесная страна…»

о Всемирному дню поэзии)

Цель мероприятия: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Первая часть мероприятия – своеобразный пролог к главной части – чтению своих стихов начинающими поэтами.

Целесообразно, за некоторое время до Дня поэзии, объявить конкурс на лучшее стихотворение и представить победителя на вечере. Особую торжественность мероприятию придаст приглашение профессиональных поэтов, которые вручат участникам конкурса сборники своих стихов.

1-й ведущий: Поэзия – чудесная страна,

Где правит рифма целым миром!

Ей власть особая дана

Нас покорять звучаньем лиры!

2-й ведущий: Она открыта тем,кто слышит

Души движенье, мысли ход,

Кто рифмами живёт и дышит,

В ком жажда творчества живёт.

Трудно представить нашу жизнь без поэзии… Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель — наше сердце и пробуждает душу, послушайте:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

1-й ведущий: Проделаем простой опыт – выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина:  «Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…» Слова те же, что и у Пушкина, но содержание очень обеднено. Исчезла рифма – и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств; вместо яркого выражения переживаний остался сухой их перечень.

2-й ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.

1-й ведущий: С 2000г  Всемирный день поэзии отмечается во многих странах фестивалями, конкурсами маститых и начинающих поэтов, викторинами, мастер-классами, литературными вечерами, презентациями новых поэтических произведений, вручениями литературных премий. Мы рады видеть сегодня в этом зале истинных любителей и ценителей поэзии.

2-й ведущий: Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества!  Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми — и многим помогала жить Б. Постернак дал такое опредиление поэзии («Определение поэзии»):

Это- круто налившийся свист,

Это-щелканье сдавленных льдинок,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок…

1-й ведущий: А так определяет поэзию А.Ахматова («Про стихи»):

Это — выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

2-й ведущий: А вот, что говорили о поэзии древние греки: «ПОЭ́ЗИЯ- (от греч. Poiesis — «делание, приготовление, творение, созидание», от финикийского phohe — «уста, голос, язык» и Ish — «Божество») — в глубокой древности в странах Ближнего Востока финикийское «поэсис» означало: Божественный, древнейший магический язык, благодаря которому человек может ощутить свое единство с природой, стихиями и божественными силами, управляющими миром».

1-й ведущий: Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.

А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых

Близ вод сиявших в тишине,

Являться муза стала мне…                     («Евгений Онегин»)

2-й ведущий: А почему бы и нам не пригласить муз на наш праздник? О, музы! Явитесь к нам!

(под мелодию «Сиртаки» на сцену выходят 4 музы)

Полигимния:  Знаете ли вы, дорогие друзья, откуда произошло слово «музыка»? От греческого слова «Музы», что означало «мыслящие». Так в древнегреческой мифологии назывались девять дочерей главного бога Зевса и богини памяти Мнемозины.

Эрато: Это: Каллиопа — муза эпической поэзии, Талия — муза комедии, Клио — муза истории, Мельпомена — муза трагедии, Полигимния — муза священных гимнов, Эрато — муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев,  Эвтерпа — муза лирики, Урания — муза астрономии. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе  имя Мусагет.

Каллиопа:   Случилось это так. После победы над Титанами олимпийские боги обратились с просьбой к Зевсу сотворить существа, которые могли бы при помощи пения и танцев увековечить память об их великих деяниях. Своими дивными голосами и танцами мы прославляли Зевса, Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса.

Эвтерпа: Музы были спутницами и вдохновительницами бога гармонии и искусства и танцевали под аккомпанемент его цитры, пели гимны и были олицетворением всего самого прекрасного, светлого, мудрого, включая все виды искусства, науку и мораль.

Эрато: Обратите внимание, что из 9 муз — 4 музы -это музы поэзии. Нас всегда изображали в образах прекрасных молодых женщин с одухотворенными лицами. В нашу честь воздвигали храмы. Давайте познакомимся поближе.

Каллиопа: Я Каллиопа, муза эпической поэзии, побуждала человека преодолевать чувство страха перед судьбой, вдохновляла на подвиги и жертвенность. Мой сын — сладкоголосый Орфей. Меня изображали с восковыми табличками и стилосом — палочкой для письма. От этого слова произошло понятие «стиль».

Полигимния: Я Полигимния, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке – это молитва, обращение ко всему самому священному и дорогому. Я покровительствую поэтам — писателям гимнов, которые славят олимпийских богов. Так же я изобрела лиру. Меня изображают со свитком в руках, иногда в лазоревом одеянии и звездной короне.

Эвтерпа: Я Эвтерпа,  муза божественной музыки, рожденной самой Природой и наполняющей человека самыми высокими чувствами. Меня  изображали с флейтой или лирой в руках.

Эрато: Я – Эрато,муза любви и любовной лирики. Олицетворяю Великую Любовь, дарующую крылья и уносящую человеческие чувства ввысь. Меня изображают с кифарой в руках. Я обучаю искусству быть желаннее для страсти и любви.Ко мне обращались в стихах великие поэты Аполлоний Родосский и Вергилий, Блок и Пушкин:

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой — и слегка,

По звонким скважинам пустого тростника,

Уже наигрывал я слабыми перстами

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубов

Прилежно я внимал урокам девы тайной,

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала.

Тростник был оживлен божественным дыханьем

И сердце наполнял святым очарованьем.

(А.С. Пушкин «К Музе»)

Каллиопа: Почему же люди так почитали нас? По легенде музы были с человеком во все судьбоносные моменты жизни – рождение и смерть, любовь и брак, выбор пути и предназначения, в минуты творческого озарения. Считалось, что мы имеем дар предвидения будущого и открываем в душах  способность прикоснуться к Вечности, к Божественному, а воспоминания об этом воплотить в стихах, музыке, гимнах и танце.

Полигимния: Мы считаемся связующим звеном между божественным и человеком. Но не думайте, что встреча с музами – это привилегия избранных. Благословенный миг, когда в сознании возникает еще неясный, смутный образ, который древние греки называли посещением муз, доступен каждому:

 Когда я ночью жду ее прихода,

 Жизнь, кажется, висит на волоске.

 Что почести, что юность, что свобода

 Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

 И вот вошла. Откинув покрывало,

 Внимательно взглянула на меня.

 Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

 Страницы Ада?» Отвечает: «Я!»

(А. Ахматова «Муза»)

Эвтерпа: С момента посещения музы желание превращается в мечту и вы понимаете, что не можете без нее жить. И тогда мы даём вам силы для осуществления ваших желаний и ценные советы начинающим поэтам:

Эрато: Начинающий поэт должен много читать, входить во многие группы, принимать как должное любую критику и не забывать следующее:

Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота- ненужная в семье,

А на венцы и на апофеозы —

Один ответ: — Откуда мне сие?

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом- во сне- открыты

Закон звезды и формула цветка.

(М. Цветаева)

Каллиопа: Поэзия может называться и искусством недосказанного. Хорошее стихотворение — всегда нечто большее, чем просто слова, нетто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее.

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки-

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)

Полигимния: Каждое стихотворение — это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло.

Но еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может, и смерти нет.

(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)

Эвтерпа: Все стихотворения индивидуальны для своего автора, но у любого поэта бывают различные периоды в творчестве, на которые влияет стиль, интересы, увлечения.И по мере того, как ваш творческий голос будет развиваться в соответствии с вашим видением мира, ваше понимание поэзии будет изменяться.

Искусство — ноша на плечах,

Зато как мы, поэты, ценим

Жизнь в мимолетных мелочах!

Как сладостно предаться лени,

Почувствовать, как в жилах кровь

Переливается певуче,

Бросающую в жар любовь

Поймать за тучкою летучей…

(А.Блок)

Эрато: Стихи не создаются по рецепту. Ответы, которые вы даете себе, отображают ваше понимание поэзии. Стихи — это далеко не безболезненное жонглирование словами.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)

Каллиопа: Многие поэты пытались объяснить природу поте  умения. Их высказывания полезны всем и часто приоткрывают поте дороги для движения мысли, но с ними стоит обращаться осторожно.Послушайте, как процесс творения поте к описывал А.С. Пушкин

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута — и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин «Осень»)

Полигимния: Искренние и глубокие чувства поэта всегда рождают сильные и проникновенные слова, ведь поэзия — это наслаждение словом. Именно слова в поэзии обладают особой энергией, увлекающей и подчиняющей себе наше воображение. Известный поэт Леонид Мартынов писал:

Из смиренья не пишутся стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Нет!
Диктует их только прозренье.

Эвтерпа: Да, именно прозренье. В этом образно точном слове сосредоточен, пожалуй, смысл поэзии. Прозренье — это способность увидеть что-то очень важное, не замеченное ранее. Но от «прозрений» и «озарений» к поэтическому образу ведет долгий, трудный путь. В муках творчества рождаются те единственно верные слова, которые точнее всего выражают мысли и чувства поэта.

Эрато:   Дорогие друзья, когда Ваши руки потянутся к перу, а перо — к бумаге, зовите нас — и мы прийдем к вам: Каллиопа, Полигимния, Эвтерпа, Эрато.

1-й ведущий: Благодарим Вас, о прекрасные музы, за ценные советы и до новых встреч! (Музы покидают сцену)  Поэзия всегда занимала в жизни людей важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа её миссия издавна была высокой, священной. В поэзии нуждались все. Она оказывала большое воздействие на самосознание нации, заменяя иногда собой публицистику и философию, летопись и исповедальную молитву. Её любили, в ней искали поучения, утешение, красоту мира, чувств…

Поэт в России — больше, чем поэт.

 В ней суждено поэтами рождаться

 лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

 кому уюта нет, покоя нет.       

(Е. Евтушенко)

2-й ведущий: Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,

Ахматова, Барто, Твардовский…

В России, если ты поэт –

Ты должен ярким быть и броским.

Знать, словом должен зажигать,

И душу вылечить словами.

Тебе ли этого не знать,

Поэт, живущий рядом с нами?

Поэзия – великий дар!

Кто оседлать сумел Пегаса,

Тот никогда не будет стар,

Рифмуя мысли ежечасно.                                 (Е. Козлова-Гыра)