Радиопередача. Поющее сердце России. С. Есенин

О поэзии С. Есенина

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку.

Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.

Стихи Есенина наполнены  звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей… Но за бросающейся в глаза красочностью всегда чувствуются грусть и печаль.

Самая главная и определяющая черта поэзии Есенина – полное единение с жизнью народа. Ему никогда не надо было, как другим поэтам, специально постигать душу народа – он ее всегда знал и чувствовал. Она жила в нем в том числе и с теми песнями, которые он слышал с детства. И его собственные стихи стали песнями, хотя очень мало своих стихов он озаглавил этим словом: «Подражание песне», «Песня», «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе». Хотя так озаглавить можно было почти все его стихи, т.к. они все несут в себе песенный склад.

О романсе

Почему же стихи Есенина, положенные на музыку, называют романсами? И что такое – романс?

Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Романсом первоначально называли положенное на музыку стихотворение на французском языке, а песней или бытовым романсом — на русском.
Одноголосое исполнение песни и дало начало русскому романсу. Отличие романса от песни не всегда однозначно: может быть, в романсе  более детализирована мелодия, она более связана со стихами, поэзия всегда возвышенна, а музыкальное сопровождение особенно выразительно. Как нам кажется, основное отличие романса от песни в том, что в песне не всегда предъявляются высокие требования к словам – у современных исполнителей поп-музыки они порой и вовсе невразумительны или же состоят из монотонно повторяющихся нескольких фраз. В романсе же важно каждое слово, проще говоря, без хороших стихов романса нет, какой бы ни была красивой мелодия.

В романсе обычно простой сюжет, он говорит о человеческих переживаниях: любви, измене, разлуке, одиночестве, памяти о прошлом, о смерти… Чувства в романсе выражаются прямо, открытым текстом. Особенность романса — доверительная, но не фамильярная интонация по отношению к слушателю. Романс никогда не осмеивает чувства, какими бы незначительными они ни были, а всегда побуждает к сопереживаниюНикогда не присутствует в романсе агрессия, в отличие от современных рок-произведений.

Как видим, все  характеристики романса соотносятся с творчеством Есенина.

Романсы и песни на стихи Есенина

Их множество. На одно только перечисление  уйдет много времени. Необходимо, однако, отметить, что много песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко:

«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», и другие

Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А.Вертинский («В том краю, где желтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чем вы кричите?»), Н. Кутузов(«Береза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!»)  и многие другие.