Откуда берётся зло?

Откуда берётся зло?

А.С.Пушкин «Анчар»

Цель урока: на примере стихотворения Пушкина выяснить, как происходит зарождение зла, что есть свобода для человека

Задачи урока:

Ход урока:

  1. – Ребята, откуда берётся зло? Ваши версии!

— А сегодня на уроке мы узнаем версию о происхождении зла уже известного нам русского поэта А.С.Пушкина. Открытия совершаем, знакомясь со стихотворением «Анчар».

  1. Литературоведческая страничка

— Особенностью сегодняшнего занятия будет то, что в течение урока вам придётся заполнять пустограф, в результате чего у нас создастся небольшой справочник по изучению этого произведения.

— Открытие первое: «Анчар» — это не просто стихотворение, это – легенда. Дома вы знакомились со статьёй учебника на странице 214 и отмечали карандашом на полях ответы на вопросы. Работаем. Проверка Д/З. Запись в пустограф.

  1. Литературная страничка.

— Итак, стихотворение «Анчар». Подумаем над названием: что это может быть? Ваши версии!

— Второе открытие узнаем из выступления ученицы (индивидуальное Д/З; рассказ с выразительным чтением цитат):

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева».

Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах. Сведения о нём поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели. А в 1828 году к этому сюжету обратился и А.С.Пушкин.

— Почему Пушкин написал стихотворение именно в 1828 году, вы узнаете, когда прочтёте первый абзац статьи учебника на стр.215. Чтение. Итак, почему?

Черновая рукопись “Анчара” имеет точную дату написания: “9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”.

В последней строфе вместо “князь” было напечатано “царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

(5 слайд) В основу произведения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму “Сожаление”, в котором был нарисован образ “древа жизни”, символизировавший “милосердие царево”. Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о “древе смерти” как антитезу катенинскому образу.

— Значит, дерево анчар существует. Что это за дерево? Опишите его, как вы поняли из выступления.

— А теперь посмотрите на изображение анчара и послушайте внимательно само стихотворение (диск Кирилла и Мефодия «Уроки литературы 9 класс», читает артист).

— Понравилось? Что? Каким настроением проникнуто стихотворение? Кто герои?

 

Работа в парах. Задание: выписать в таблицу слова, характеризующие пустыню, первого человека и второго. Заполнить пустограф, работая со словарями.

 

 

Пустыня Анчар Первый человек Второй человек
Чахлая

Скупая

Зной

Раскалённая почва

Жаждущие степи

 

Грозный часовой

Стоит, как грозный часовой

Один во всей вселенной

Мёртвая ядовитая зелень

Ядовитые корни

Вечером ядовитая смола на коре

Властный взгляд

Непобедимый владыка

Князь

Послушливые стрелы

Гибель разослал к соседям

 

Послушно потёк

Бледное чело

Ослабел, лёг и умер у ног владыки

Бедный раб

 

 

— Где происходит действие? Какая это пустыня? Какое ощущение вызывает?

— Это дерево природа породила в день гнева. Как понимаете? Какое зло несёт анчар? Это начало зла. Чтение детьми описание анчара, подчёркиваем ключевые слова.

— Охарактеризуйте первого человека, каким вы его себе представили? Кто такой владыка? Докажите, что он владыка. Как показано бесчеловечие княжеской власти? Почему князю не понадобилось ни единого слова, чтобы послать раба на верную смерть? В четырёх последних строфах есть два однокоренных слова, найдите их. Что это, поэт не может подобрать другие слова? (усиление: всё послушно и подвластно владыке). Как понимаете последнюю строчку: «К соседям в чуждые пределы» (с соседями не хочет жить дружно, в согласии, они ему чужие, он хочет быть единым властителем, значит, другим – несвобода, зависимость).

— Как вы себе представили раба? Зачем владыка послал раба за ядом? Как ведёт себя раб? Что значит потёк? Как он потёк? Почему? Автор называет раба бедным – это жалость или что-то другое? Что почувствовали? (да, жалость, но и негодование!). Раб – свободен? Что для вас есть свобода?

— Чем заканчивается история? А её продолжение может быть? (возможно, зло, а значит и владыка, будут наказаны).

Чтение четырёх последних строф, отработка навыка выразительного чтения.

  1. Философская страничка.

— Как построено стихотворение? (две части: описание пустыни и дерева, рассказ о людях).

— Почему описание пустыни и дерева занимают пять строф-четверостиший, а повествование – четыре, т.е. меньше?

— Каким словом соединяются две части? Почему такой союз употребляет поэт? (в природе ещё понятно, а как может человек так хладнокровно убивать себе подобных?!).

— Почему Пушкин не называет людей сразу владыка и раб, а пишет «человека человек…»? Приведите примеры из вашей жизни, как одно зло порождает другое.

— Проследим цепочку зла: природа породила дерево в день гнева (и оно не может быть добрым, хорошим) – человеку нужна власть (зло!), он отправляет другого человека за ядом, на верную гибель (зло!), тот не сопротивляется (тоже зло!) – человек воспользовался этим ядом и разослал ядовитые стрелы соседям (зло!) – люди погибнут – но зло к нему вернётся (закон бумеранга).

— Вернёмся к началу нашего разговора. «Анчар» — это легенда. Вспомните, почему мы относим его к этому жанру. А если мы поднимаем проблемы, связанные со злом, властью, свободой-несвободой, то, как можно назвать вид легенды (философской).

— Спасибо за серьёзный сегодняшний разговор.