Детство. М. Горький

Максим Горький «Детство»

Задачи:

Образовательная — отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая — учить анализировать прочитанное, составлять вопросы , различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

 

  1. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

  1. Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

И авторы нашего учебника очень бережно подошли к выбору произведений. Давайте вспомним произведения о детстве.

5 класс “Васюткино озеро” В.Астафьева;
“Великие путешественники” М.Зощенко;
6 класс “Уроки французского” В.Распутина;
“Скворцы” В.Белова и т.д..

Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

  1. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”

Мы видим , что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.

  1. Учащимся предлагается заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства — дом деда Каширина.

(Показываю также набор открыток о доме-музее 1968 года. Родители возили меня, 2-классницу, в этот музей. Видите, какое у меня приятное воспоминание из детства? Знаете, что больше всего запомнилось? На кухне в деревянном ведре прутики (розги) для порки провинившихся…)

Итак, Нижний Новгород, который в недалёком прошлом назывался Горький. Объясните, почему? Как это связано с темой урока?

  1. Теория литературы.

Это автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

  1. Как вы понимаете слово “детство”?

 

  1. Анализ текста.

Вопросы для обсуждения:

-Какие эпизоды взволновали вас и почему?
-Чем интересны герои этой повести?
-Почему память сохранила эти воспоминания?
-Вспомните, найдите в тексте слова, предложения, характеризующие жизнь в семье деда Каширина.
-Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка, подставляющего руку, хотя он и принимал “ненужную боль” за Алёшу?
-Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так напряжены оба — “учитель” и “ученик”? Что скрывается за отрывистостью, скоростью диалога? Какое впечатление оставляет сцена? Какие чувства вызывает?

(Данная работа проводится в парах, при работе с текстом – с карандашом в руках)

  1. Проверка домашнего задания.

Дома учащиеся должны были приготовить различные творческие задания по тексту: тесты, викторины, кроссворды и т. п.

Также найти различные средства выразительности: инверсию, эпитеты, сравнения и т.д. в различных отрывках, например, в портрете бабушки Алёши.

  1. Попробуем сформулировать главную мысль повести.

После высказываний ребят читаю слова самого Горького:

“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.