Баргамот и Гараська. Л. Андреев

Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова

Слово учителя:

— Дорогие ребята, сегодня мы будем анализировать замечательный рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська».

С творчеством Л. Андреева мы знакомы.

— Назовите рассказы, которые вы уже читали. («Ангелочек», «Кусака»).

Считается, что в ранних рассказах Андреева, а именно эти рассказы относятся к раннему периоду творчества, есть некое сходство с рассказами Чехова, Горького. Но всё-таки эти рассказы говорят о том, что у этого писателя свой собственный взгляд на мир. Давайте же подробнее остановимся на тексте рассказа «Баргамот и Гараська».

— Какие ваши впечатления?

— Всё ли в рассказе понятно?

Давайте проверим домашнее задание и выясним значение некоторых слов из рассказа.

Разговеться— по прошествии поста поесть скоромной пищи.

Благостная весть— приятная весть, весть, приносящая благо

Великопостные колокола— звон таких колоколов размеренный, а на Пасху- весёлый перезвон.

Обедня— церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

— Ребята, что это за лексика? Ведь, правда, она особая? (Пасхальная лексика).

— А кто-нибудь знает о празднике всех православных христиан Пасхе? Расскажите.

Слово о Пасхе

Светлое Христово Воскресенье

Пасха, или Светлое Христово Воскресенье является главным событием всего года. Святая церковь отмечает праздник очень торжественно. Готовятся христиане к этому празднику долго и тщательно с помощью Великого поста.

Название праздника «Светлое Христово Воскресенье» обозначает главное событие Евангелия — воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа.

Ночь перед Пасхой считается самой тихой ночью года. Природа словно замирает, чтобы ничего не мешало свершиться чуду.

— А когда у нас в этом году праздник Пасхи? (8 апреля).

— Молодцы, что знаете

А теперь давайте вернёмся к содержанию рассказа.

— Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением?

«Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто.

— Скажите, кто такой Баргамот.

«Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

— Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»

— Скажите, а какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов)

— А почему автор даёт такую фамилию своему герою?

«Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»

— В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем?

Прочтите эти словосочетания:

«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»

— Но почему, не смотря на иронию нам очень симпатичен этот человек?

«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подрит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».

— Кто является вторым героем рассказа? Найдите моменты в рассказе, где автор, знакомя нас с Гараськой, использует юмор.

Гараськина беседа со столбом

Слово учителя

Уже в описании Гараськи юмор какой-то грустный. А после описания следует диалог Баргомота и Гараськи. Зачитайте.

Гараська паясничает, но за этим клоунством видна боль его души. Но пока мы, читатели эту боль не замечаем.

— Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним.

«Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»

— Заслужил ли Гараська такого отношения?

«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

— И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите.

— А что происходит дальше?

«Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

— А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел)

Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.

— А как после этого меняется поведение Барагамота?

«В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость — чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»

Прочтите

— Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден)

А какие чудеса происходят в доме Барагмота?

«Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».

— А что происходит с душой Баргамота?

 «В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон. А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Вонятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».

— А какова концовка рассказа?

«У Гараськи, оказывается, есть полное имя — Герасим Андреевич. И Гараська искренне плачет от того, что сегодня впервые его назвали полным именем»

Выводы учителя

Такой трогательный рассказ Андреева вызывает в наших душах живой отклик. Наши души, если даже они и «погружены в богатырский сон», начинают просыпаться. Но что-то не дает успокоиться, что-то тревожит душу.

— Скажите, а Гараська родился уже пьяницей, матершинником?

  «Нет. Он сам себя таким сделал. Ему, видно, нравилось так жить»

Знаете, ребята, мы всегда говорим, что Бог — есть любовь. Бог нас любит, грешных, не умеющих, страдающих. Бог нас и прощает, если мы обращаемся к Нему, если раскаиваемся в своих проступках. Бог нам даёт и таланты. Вспоминается одна притча о талантах.

Один господин дал рабам своим  таланты. Одному — 5, другому — 2, а третьему — 1. Получивший 5 талантов пошёл и употребил их в дело и ещё 5 талантов приобрел, тот, кто получил 2 таланта приобрёл ещё 2 других. Но получивший один талант, не захотел трудиться, пошёл и закопал его в землю.

После долгого времени возвратился господин и потребовал отчёта. Первыми двумя он остался доволен, а третий был наказан.

Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары, чтобы с помощью этих даров служить Богу и ближним. Вот эти дары в притче и есть таланты. Но если есть дар у человека, он должен отдавать его людям, только в этом случае он будет счастлив. Только в этом случае дар его будет развиваться.

— Как вы считаете, а был ли при рождении Гараське дан талант?

«Конечно, всем Бог даёт по способностям. И только Гараська пока не понял ещё, какой же дар дал ему Господь».

Слово учителя

Будем надеяться, что с этого светлого дня Пасхи всё у него изменится, ведь Гараська плакал. а слёзы очищают душу. Сегодня на нашем уроке присутствует бабушка Духаниной Кати. Она принесла нам показать свои замечательные работы. Вот они перед нами. Эти пасхальные яички сделаны с любовью и верой в Бога.

Это как раз тот случай, когда талант не зарыли в землю. Им с радостью и любовью готовы делиться с нами. Изделия из бисера, вышивки — всё это дышит теплом. А началось всё это, когда маленькая девочка шла в церковь, с огромным восхищением и удивлением смотрела на иконы. По-особому воспринимала мир, любила этот мир, обретала при этом Бога.

Рассказ бабушки

Заключение: урок наш заканчивается, и у меня есть лишь одно пожелание для вас, дети: достойно встретить праздник Пасхи, постараться примириться со всеми, постараться исповедаться и причаститься, чтобы души, погружённые в богатырский сон, проснулись.

И ещё одно пожелание: свои таланты дарите окружающим людям, дарите Богу. И при этом вы станете самыми богатыми людьми. Ведь истинно богат лишь тот человек, кто умеет отдавать людям свою любовь. Даром любовь нам даётся — даром и отдать нужно. Пример бескорыстной любви преподала для нас сегодня Клавдия Васильевна, разрешив всем нам полюбоваться на то чудо, которое выходит из её умелых рук.