Синюшкин колодец. П.П. Бажов

 «Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ».      

Цель: познакомить с творчеством известного уральского писателя П.П.Бажова, разновидностью повествования — сказом, обратить внимание на особенности речи, языка произведений (уральский фольклор); прививать интерес к чтению, к книге; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, где живут и творят необыкновенные люди.

           

            Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном уральском сказочнике П.П. Бажове. Фамилия Бажов происходит от «бажить», то есть ворожить, предвещать. У Бажова и мальчишеского уличное прозвище было – Колдунков. И даже позже, когда он стал печатать свои произведения, он подписывался псевдонимом – Колдунков

Определим тему урока

Работа по портрету

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою жизнь этот замечательный писатель и человек.

  1. II. Рассказы учащихся о жизни писателя.

В воспоминаниях современников и дочери Бажова писатель предстаёт как «любезный, мягкий человек» с «каштановой, шелковистой бородой» и глазами, излучающими доброжелательность; он добрый, тактичный человек, умеющий,  «радоваться чужим удачам» и «страстный, темпераментный мастер чтения» своих произведений. Да и кто лучше прочитает такие образные, написанные ярким художественным языком сказы, если не сам авто, с детства знакомый с местами, где происходили действия, и со сказителемХмелениным («дедушкой Слышко»), который увлекательно рассказывал детям про « старинные житьё да про земельные дела»

 

Бажов родился на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе. Урал славился и славится до сих пор запасами всевозможных полезных ископаемых, но особенно – металл, руды и драгоценные камни. Их добычей занимались рабочие-горняки разных промыслов – шахт, горных заводов.

У местных жителей бытовал свой уральский фольклор: были легенды, сказки связанные с традициями горняцкой жизни. Их сказывали в каждой семье, и, конечно же, слушал наш будущий писатель. Как выяснилось позже, так хорошо и внимательно, что они навсегда вошли в память его сердца. Пришло время, и он словно достал, услышанное в детстве, из этой прочной шкатулки и собрал в свою книгу сказов

             Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Петрович Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию. Только после окончания гражданской войны. Бажов снова достал заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он записывал все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна.

В 1924 году Павел Бажов выпустил свою первую книжку «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и другие.

            III. Работа с выставкой книг, составленной учениками.

Ученики рассказывают о том, где они взяли книгу, какое произведение прочитали.

 

  1. IV. Работа с выставкой рисунков.

Рассматривание и узнавание сказов, изображенных эпизодов.

  1. V. Работа с книгой.

Чтение отрывков из понравившихся сказов.

  1. VI. Инсценировка отрывка из сказа «Синюшкин колодец».

Автор: Жил в нашем селе парень Илья. Вовсе бобылем остался — всю родню схоронил. И от всех ему наследство осталось. От отца-руки да плечи, от матери-зубы да речи, от деда Игната-кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок. Об этом и разговор сперва.

Она, видишь, эта бабка, хитрая была — по улицам перья собирала, подушку внучку готовила, да не успела. Как пришло время умирать, позвала бабка внука и говорит: бабка внука и говорит:

Лукерья: — Гляди-ко, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да и перышки какие! Одно к одному — мелконькие да пестрые, глядеть любо! Прими в поминок — пригодится!

Как женишься да принесет жена подушку, тебе и не зазорно будет: не в диковинку-де мне — свои перышки есть, ещё от бабки остались.

Только ты за этим не гонись, за подушкой–то ходи весёленько, работай крутенько, и на  соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не будешь, так и всё у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведёшь, тут хоть в пень головой –всё немило станет.

Илья: — Про какие, ты, бабушка, худые думки сказываешь?

Лукерья: — А это, про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маета напрасная. Чисто да по совести и пера на подушку не наскрести, не то что богатство получить.

Илья: — Как же тогда, про земельное богатство понимать? Неуж ни за что считаешь? Бывает ведь…

Лукерья: — Бывает-то бывает, только ненадежное дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А даёт Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ.

Автор: — Поклонился тут Илья бабке.

Илья: — Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а пуще того за наставленье. Век его не забуду.

Автор: — Вскорости умерла бабка… Остался Илюха один — одинёшенек, сам большой, сам маленький. Тут, конечно, похоронные старушонки набежали, покойницу обмыть, обрядить, на погост проводить. Они – эти старушонки — тоже не от сладкого, житья по покойникам бегают. Одно выпрашивают, другое выглядывают. Живо всё бабкино обзаведенье по рукам расхватали. Воротился Илья с могильника, а в избе у него голым — голёхонько. Только то и есть, что сам сейчас на спицу повесил: зипун да шапка. Кто-то и бабкиным пером покорыстовался: начисто выгреб из решета. Только три — пёрышка в решетке зацепились. Одно беленькое, одно черненькое, одно рыженькое.

         VII. Викторина (составлена мной)

Вопросы:

  1. Какое наследство получил Илья от бабки Лукерьи?

(«Синюшкин колодец» — три перышка: белое — на весенний день, черное на спокойную ночь, а рыженькое — на красное Солнышко).

  1. Назови Настоящее имя Двоерылка.

(«Синюшкин колодец» — Кузька).

  1. «Стали те камешки из мертвой Степановой руки доставать, а они все рассыпались». Что это было?

(«Медной горы Хозяйка» — слезы Хозяйки Медной горы).

  1. Как называл Степан свою дочь Танюшку? Почему?

(«Медной горы Хозяйка». Памятка. Глаза зеленые как малахит, которого много добыл Степан).

  1. О ком идет речь: «Кто говорил, что — он ума решился, в лесу заснул, а кто опять сказывал — Хозяйка взяла его в горные мастера»?

(Данила. «Каменный цветок»).

  1. В каком сказе говорится о Кате Мертвяковой? Почему её так прозвали?

(«Горный мастер». Катя долго ждала жениха — Данилу, которого считали мертвым).

  1. Чья это песенка?

У меня тепло!

У меня светло!

Красно летечко!

(«Огневушка — Поскакушка»).

         VШ. Поощрение за участие в конкурсе на лучший рисунок и викторине.

         IХ. Словарная работа.

Ребята, вы обратили внимание на необычный язык П.П. Бажова? В своих сказах он использовал слова и выражения уральцев, живущих в описываемое время. (диалект).

Кто внимательно читал, то знает, что обозначают слова:

бадожок — посох, палка

бассенькая — красивенькая

голбец- подполье

зарукавье — браслет

запон — фартук

неженатик — холостой парень

ремки — лохмотья

хитник — грабитель

  1. X. Работа с эпиграфом.

О своих сказах П.П.Бажов сказал: «Тo ведь сказы не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

Как понимаете его слова?

         ХI. Чтение учеником стихотворения Д. Бедного.

Колдун уральский бородатый,

Бажов дарит нам новый сказ.

«Живинка в деле» — сказ богатый

И поучительный для нас.

В нём слово каждое лучится,

Его направленность мудра

Найдут, чему здесь поучиться,

Любого дела мастера.

Важны в работе ум и чувство,

В труде двойное естество.

«Живинкой в деле» мастерство

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не отрывать тогда от дела

Ни мастеров, ни мастериц,

Их вдохновение бессмертно,

Глаза им пламенем горят.

Они работают? Неверно.

Они творят.

XII. В заключение учитель рекомендует прочесть книгу Е. Хоринской «Наш Бажов», посетить дом – музей Бажова в г. Екатеринбурге.