Язык художественной литературы

Язык художественной литературы.

Задачи: разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору литературно-художественного текста.

ХОД

I.

1) Анализ результатов проведённого   диктанта, организация индивидуальной работы по повышению грамотности с использованием упражнений учебника:

— по грамматике и орфографии — 300,324,327,336,339,348,354,355,361;

— по грамматике и пунктуации — 365,268,374,377,380;

— по р/р — 298,334,388,390.

 

2) Проверка дом. упр. 178 — коллективная проверка; 250- взаимопроверка; 253 — сдать для проверки учителю.

 

  1. II. Зачётные задания по стилистическим нормам после изучения темы «Разговорная речь».

(Стилистические нормы  — это нормы, закрепляющие использование определённых языковых средств за каждым из функциональных стилей языка).

  1. Определите стилевую принадлежность слов и составьте с ними предложения.

А) девушка —

Б) дева —

В) девка —

 

  1. Подберите к словам стилистически нейтральные слова-синонимы.

А) Очи-

Б) Внимать —

В) Паршиво-

Г) Болтать-

Д) Клёвый-

Е) Струхнуть-

Ё) Воздвигнуть-

Ж) Патлы-

 

  1. Распределите глаголы в соответствии с их стилистической принадлежностью.

1) Утомиться, замотаться, устать, ухайдакаться, выложиться, напахаться, наработаться.

2) Испугаться, струхнуть, сдрейфить, ужаснуться, струсить, испытать страх.

 

Книжный (возвышенный) Нейтральный Разговорный (просторечный)

 

ОТВЕТЫ:

  1. Девушка — стил. нейтральное; дева — книжн., возвышенное; девка — просторечное.

(У Ломоносова: Робкая дева трепещет, Трусливая девка дрожит.)

  1. Глаза, слушать, плохо, говорить, хороший, испугаться, построить, волосы.
  2. Утомиться, выложиться; ужаснуться, испытать страх — книжный, возвышенный;

устать, наработаться; испугаться, струсить — нейтральные; замотаться, ухайдакаться, напахаться; струхнуть, сдрейфить — разговорный (просторечный).

 

 

III. Объявление темы.  Язык художественной литературы.

 

  1. Запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»? ( Стр.112-113, упр.153; стр.190-192, упр. 255.)

 

Литературный язык Язык художественной литературы
1. Это образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам)  язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова. 1. Характеризуется образностью и широким использованием ИЗО :

Троп — поворот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха.

Фигуры речи (стилистические фигуры) — анафора, эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, риторич. вопрос, риторич. обращение, антитеза, градация. (выразит. ср-ва языка)

2. Он сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Для него характерна устойчивость, стабильность, всенародность (упр.153) , высокая социальная престижность: он обслуживает все сферы человеческой деятельности — науку, политику, искусство, производство, образование, им пользуются средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Литературному языку учат в школе. 2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка худож. лит-ры одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и  просторечие, и жаргонизмы.  В нём присутствуют элементы разных стилей литературного языка, но цель общая — эстетическая.
3. Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом. 3. Язык худ. лит-ры предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного произведения.
4. Говорить и  писать, соблюдая нормы литературного языка, — это значит говорить и писать правильно. Это культура речи. 4. Ритм, рифма, интонация —  тоже средства худож. выразительности.
5.  В школе мы изучаем произносительные нормы (правила произношения): свёкла или свекла, морфологические (правила изменения слов): местов-мест (р.п.,мн.ч.), стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях): похитить-(книжн.), украсть(нейтр.), утащить (разгов.), стянуть (простор.), нормы правописания (орф-ие и пункт-ые). 5.Упр. 255:  обычное (номинативное, привычное) зн-е сущ-х в слсоч -ях  в поэтич. речи изменяется: житейский вихрь — эпитет; струны рвал — метафора и т.д.
6. Становление современного  русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, его предшественников и последователей, включая  поэтов и писателей 21 века. 6. Задание. Достойте метафорические словосочетания, используя переносные значения слов яд (яд скуки, яд коварной мести), оковы (оковы зла), пучина (морская) и пучина гордого познанья («Демон» М. Лермонтова), жало -…, бездна-…, стрела-…, простор -…,взрыв-…, луч-…, искра -…, солнце -….
7. За пределами литературного языка находятся территориальные диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, отчасти и просторечие. 7. Определите роль союза «И» в четверостишии из «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…  —  повест.,невоскл., двусост., полн., распр., осложн. однор. подлежащими:  вал,  пращ,  стрела,  кинжал. Сказуемое — щадят. Повтор союза.

8. Литер. язык (литер. речь) имеет две формы — устную и письменную. 8. Становление современного  русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, его предшественников и последователей, включая  поэтов и писателей 21 века.
9. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка худож. лит-ры одни и те же. 9. В языке худ. лит-ры используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.  Упр. 273- М.Шолохов «Тихий Дон».

 

  1. Выступления уч-ся с подготовленными материалами и выполненными заданиями. Оценить. Сделать вывод.

 

  1. IV. Домашнее задание.

1) На основе материала учебника подготовить сообщение о языке художественной литературы (стр.190-192);

2) Упр. 261 (для оценки); упр.269(1),51.

3) Упр. 254 — доп. задание.