Обособленные обстоятельства

Урок русского языка в 8 классе

Обособленные обстоятельства,

выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Ход урока

  1. Орфоэпическая разминка.

Звонит, ходатайствовать, кухонный, сливовый, эпилог, алкоголь, газопровод, кашлянуть, жалюзи, духовник, иконопись, мастерски.

  1. Укажите вид связи в словосочетаниях:

Его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь

  1. Опрос. Индивидуальные задания

-Рассказать об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами (2 чел.)  Эти же уч-ся получают практическое задание расставить знаки препинания.

1) Остап  воодушёвлённый красотами Кавказа кричал что-то  стараясь  перебороть грохот и стоны Терека.

2)  Великий комбинатор  заложив руки в карманы гулял вдоль борта  не замечая оставшегося на берегу  Воробьянинова.

Задание классу:

Найти обособленные обстоятельства в домашнем задании.
Обособление одиночных деепричастий. Изучение нового.

1) Одиночные деепричастия

ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ, за исключением тех, которые ТЕСНО СВЯЗАНЫ СО СКАЗУЕМЫМ (И долго мужики стоят зевая. (Н.В.Гоголь)

Одиночные деепричастия не следует смешивать с образованными от них НАРЕЧИЯМИ стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи, которые не выделяются запятыми.

2) Два одиночных деепричастия обособляются если выступают в роли однородных обстоятельств: Зевая и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждала их мачеха.

В данном случае деепричастия обозначают дополнительные действия, их значение может быть различным.

3) Одиночное деепричастие обособляется если сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие, но не на образ действия:             После бала гости разъехались, не успокоившись.           Убежав, Золушка потеряла туфельку.

Для проверки можно изменить в уме предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол или сделать из простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимично придаточному предложению: Когда Золушка убежала, она потеряла туфельку. Все хотя и не успокоились, но разъехались.

4) Одиночные деепричастия  не обособляются если имеют тесную связь со сказуемым или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности: Мачеха вошла в комнату не постучавшись. Король слез с трона молча и не торопясь.

И в первом, и во втором случаях деепричастия оказываются обстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами: *Король слез и молчал и не торопился. Но вполне возможна замена существительными: Мачеха вошла в комнату без стука.

5) Обособление и необособление одиночного деепричастия может быть связано с его МЕСТОМ в предложении

Одно и то же слово может не обособляться в начале и в конце предложения, но обособляется в середине: Сестры мерили туфельку не торопясь. По дороге, не торопясь, Золушка рассматривала окрестности.

В первом случае перед нами обстоятельство образа действия ( =неторопливо),  во втором – обстоятельство причины (= так как не торопилась)

  1. Закрепление
  • Упр. 374 (по вариантам), 375 (по вариантам), 376 (устно)

2)  Обособляются ли обстоятельства?

  • Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей. (И. Бунин).
  • Дмитрий слушал его нахмурясь. (М. Горький).
  • Месяц, золотясь, спускался к степи. (Л. Т.)
  • Казаки разъехались, не договорившись. (М.Шолохов)
  • Чайки бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь. (М.Г.)
  • Кучер мой слез молча и не торопясь. (Т.).
  1. Построение предложений с деепричастными оборотами

1) Деепричастие, указывающее на дополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков: Войдя в комнату, Петя поздоровался. Петя и вошел в комнату, и поздоровался. Если это правило не соблюдено, возникает ошибка: Приехав в Москву, Таня была тепло встречена родными. Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного действия, и объектом другого. Вернувшись домой, у меня заболела голова . Неясно, откуда голова вернулась?!.

2) Употребление деепричастного оборота в безличном предложении допустимо, но только если субъект един, хотя и мыслящийся, а не выраженный подлежащим:

Переходя ко второму вопросу, следует остановиться на таких проблемах…

Докладчик и в том, и в другом случае мыслит субъектом себя. Но неправильно: Слушая её увлекательный рассказ, на улице стемнело. Субъекта основного глагольного действия «стемнеть» нет и быть не может.

  1. Тренировочные задания по усвоению синтаксических норм

Задание №1     Продолжите предложение….