Подробное изложение «Арктур»

Подробное изложение «Арктур» (2ч)

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать    редактировать текст.

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты:Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план

Метапредметные: применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качесты личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая и фронтальная работа

Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура урока

 Этапы Обучающие

и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия УУД
1.Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала Собаки нет средь знаков зодиака,
обидный звездочётами обнос.
Кто лучше, человек или собака?
И нет ответа на каверзный вопрос.
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку фронтальная Личностные: положительно относятся к учению,  приобретают новые знания, совершенствуют имеющиесяя

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

2.Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы)

Что значит подробно пересказать текст? Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль)

— Прослушайте текст и определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. Фронтальная, индивидуальная Познавательные: могутпонимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: Понимать  основное содержание текста, Владеть  детальным видом аудирования, Понимать коммуникативную цель аудирования (слушания),

Прослушивание текста, выделение микротем
1.            3. Выявление места и причины затруднения Обсуждение содержания текста, осмысление Анализ текста

— О чем говорится в тексте(его тема)?

— Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

— Какой из предложенных вами выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

— от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Как – то раз…»)

— Как вы понимаете выражение

___________________________?

— Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности?

— При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования?

— как автор связывает предложения?

Индиви дуальная, групповая Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: Определять  и формулировать его основную мысль, тему, Отвечать  на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, Переводить текстовую информацию в виде краткой схемы

2. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности — Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением Индивидуальная, групповая Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач
3.            4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам Работа над планом

Примерный план

·                      Доктор нашел собаку.

·                      Доктор ухаживает за собакой.

·                      Отдых. Вечер на террасе.

·                      Новое имя.

Учитель повторно читается текст изложения, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют план изложения совместно с учителем Групповая, индивидуальная Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

4. Обощение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа Написание изложения

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тесты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации Индивидуальная, групповая Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: Уметь составлять связный текст.